COME TOGETHER
ПОЙДЕМ ВМЕСТЕ
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
(Название можно перевести и как "кончим вместе")
Записана 21, 22, 23, 25, 29, 30 июля 1969г.
Одним из посетителей гостиничного номера четы Леннонов во время их "спального марафона" в мае 1969 г. в Торонто был Тимоти Лизри - гуру ЛСД и "освободитель коллективного рассудка мира". Лизри хотел баллотироваться в Конгресс или Сенат или туда, куда его примут, и решил, что его лозунгом будут слова "Come together". Зная, что Леннон неравнодушен к ЛСД, Лиэри поручил ему сочинить гимн под названием "Come Togetfier", который бы его последователи распевали во время предвыборной кампании. Леннон исполнил просьбу, получилась довольно банальная песенка, главная мысль которой выражена в словах: "Пойдем вместе и присоединимся к партии". Но потом Лиэри попал в тюрьму, и Леннон, решив, что его обязательства на этом заканчиваются, использовал идею "пойдем вместе" в своих целях. Отныне "Come Together" воспевала не политику, а супружеский секс, в ней были строчки, очень близкие стилю Чака Берри. (Фактически Леннон слишком откровенно позаимствовал их из песни Берри "You Can't Catch Me", дав тем самым повод адвокатам последнего начать судебное разбирательство, продолжавшееся, по крайней мере, лет шесть.) В качестве вступления к песне Леннон записал в студии произнесенное шепотом "стреляй" (shoot), что отозвалось ему смертельным эхом 11 лет спустя. Исполнение "Битлз", однако, не впечатлило Джона ему больше нравилась версия в собственном исполнении, записанная на его концерте в Мэдисон-сквер-гарден в 1972 г.
SOMETHING
ЧТО-ТО
(GEORGE HARRISON)
Записана 2, 5 мая, 11,16 июля, 15 августа 1969г.
История этой композиции, названной Фрэнком Синатрой "величайшей песней о любви всех времен" (а уж он-то в свое время спел их немало), началась в 1968 г., когда Джордж Харрисон прослушивал первую партию пластинок "Эппл Рекорде". Впечатленный композицией Джеймса Тейлора "Something In The Way She Moves", Харрисон сочинил песню, не представляя, что она станет самой известной и прибыльной в его репертуаре. Сделав в феврале 1969 г. демонстрационную запись "Something", в апреле Харрисон принес пленку в студию "Эбби Роуд". Первая попытка записать композицию с "Битлз" окончилась ничем, и группа, уже вместе с Билли Престоном, вновь собралась в мае. В этом варианте исполнения песня длилась почти восемь минут и заканчивалась довольно невыразительным инструментальным джэмом, который впоследствии был стерт из записи. На протяжении последующих двух месяцев Харрисон делал добавления к основной дорожке, причем во время последней записи играл уже целый струнный оркестр из 21 инструмента. К тому времени, когда песня была записана окончательно, Джордж "одолжил" ее для исполнения одному из друзей (таким же образом он поступил впоследствии с песнями "My Sweet Lord" и "All Things Must Pass"). Ha этот раз счастливым обладателем внимания Харрисона стал Джо Кокер, и, к счастью для "Битлз", его версия вышла позже. А исполнение "Битлз" стало синглом, впервые в истории группы выпущенным сначала на долгоиграющей пластинке. Кроме того, это была первая композиция Харрисона с "Битлз", записанная на первой стороне сингла. Регулярное исполнение песни Синатрой значительно популяризовало ее. Подстраивая текст под свой вкус, Фрэнк даже изменил одну строчку в середине: "Уои stick around, Jack, she might show" ("Побудь рядом, Джек, она, может, еще появится"). Харрисону такое обращение с его творением показалось настолько забавным, что впоследствии, на концертах начала 90-х гг., он исполнял вариант Синатры.
MAXWELL'S SILVER HAMMER
СЕРЕБРЯНЫЙ МОЛОТОК МАКСВЕЛЛА
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 9,10,11 июля, 6 августа 1969г.
Судя по уровню энтузиазма, с которым песня исполнялась в фильме "Let It Be", ее тема не трогала никого из музыкантов, за исключением самого автора, Пола Маккартни. Эта композиция о серийном убийце выделяется своей явно популистской аранжировкой и использованием Полом прототипа синтезатора "Муг".
ОН! DARLING
OX! ДОРОГАЯ
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 20, 26 апреля, 17,18, 22, 23 июля, 8, 11 августа 1969г.
До самой смерти Джон Леннон не мог простить Полу Маккартни того факта, что его не пригласили записать его "кричащий" вокал для этого рокера в стиле 50-х гг. День за днем Пол приходил в студию пораньше и, пока его голос еще был звонким, пытался спеть песню. В конце концов, ему удалось приемлемо записать вокальную партию. Позднее эта композиция вдохновляла многих исполнителей, например группу "10 СС", сочинившую "Oh Donna".
OCTOPUS'S GARDEN
В САДУ У ОСЬМИНОГА
(RICHARD STARKEY)
Записана 26, 29 апреля, 17, 18 июля 1969г.
В точности, как показано в фильме "Let It Be", однажды Ринго Старр принес идею этой песни в "Эппл Студиос". Джордж Харрисон воплотил идею в жизнь, переписав аккорды и предложив изменить мелодию. Забыв про раздоры (на повестке дня была песня Ринго!), "Битлз" всецело отдали себя работе, а Ринго добавил так называемых "водяных" звуков-а-ля "Yellow Submarine".
I WANT YOU (SHE'S SO HEAVY)
Я ХОЧУ ТЕБЯ (ОНА ТАКАЯ НЕДОСТУПНАЯ)
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 22, 23 февраля, 18, 20 апреля, 8, И, 20 августа 1969г.
Работа над альбомом "Abbey Road" началась с записи именно этой песни, но она же была закончена одной из последних. Это единственное творение Леннона на диске, которое звучит так, будто исходит из самого сердца. Намеренно лишенное лирики, оно трактовалось Джоном как своего рода крик любви к Йоко Оно. Песня имеет несколько блюзовый ритм, построенный на основе темы хита Мела Торме 60-х "Coming Home Baby". В основе композиции многократно наложенный гитарный рифф в исполнении Леннона и Маккартни. Кроме неустанного ритма гитарных батальонов, последняя минута композиции заполнена шипением и стонами синтезатора "Муг", которые придают так хорошо начавшейся песне Джона о любви несколько угрожающий характер.
HERE COMES THE SUN
ВОТ ВОСХОДИТ СОЛНЦЕ
(GEORGE HARRISON)
Записана 7, 8б 16 июля, 6,11, 15, 19 августа 1969г.
После дня, проведенного в компании "Эппл", Джордж Харрисон расслаблялся в саду у Эрика Клэптона, там он и сочинил эту очаровательную мелодию, построенную на простых вариациях аккорда ре мажор. Как и "Something", она сразу стала битловской классикой и показала, что Харрисон - та еще темная лошадка, способная создать конкуренцию своим более именитым партнерам. Деликатные звуки синтезатора значительно углубляют звучание композиции.
BECAUSE
ПОТОМУ ЧТО
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 1, 4, 5 августа 1969г.
Хотя позднее Джон Леннон отзывался об аранжировке песни, как об "ужасной", большинство поклонников группы считают ее одной из лучших в альбоме "Abbey Road". Выделяют как текст (в основе которого пантеистическое видение мира, близкое к романтической поэзии, а отнюдь не фантазии, порожденные наркотическими галлюцинациями), так и потрясающую гармонию вокальных партий Харрисона, Леннона и Маккартни. Джон построил композицию на фортепианной мелодии, которую он выстроил, когда, по его просьбе, Йоко попыталась сыграть, "Лунную сонату" Бетховена "наоборот".
YOU NEVER GIVE ME YOUR MONEY
ТЫ НИКОГДА НЕ ДЕЛИШЬСЯ СО МНОЙ ДЕНЬГАМИ
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 6 мая, 1,11,15, 30, 31 июля, 5 августа 1969г.
"Abbey Road" был собранием незаконченных песен, - жаловался Джон Леннон в 1980 г. Все так хвалили альбом, но песни в нем никак не связаны, у них нет единой нити. Единственное, что здесь общее, это наше решение объединить все эти композиции вместе". Это верно, но Джон будто и не замечал того, что попурри, берущее начало с этой песни и заканчивающееся композицией "The End" пятнадцатью минутами позже, настоящий шедевр поп-музыки. Оно каскадирует целой серией неожиданных поворотов, мини-припевов и тем, сотканных в единое полотно мелодии и звука. "You Never Give Me Your Money" сильнейшая из всех составных попурри. Это иронический комментарий по поводу одного из споров "Битлз" на темы бизнеса, имеющий тот же подтекст, что и лучшие песни Маккартни в альбоме "Pepper". В течение четырех минут звучат пять различных частей, естественным образом связанных между собой.
SUN KING
СОЛНЕЧНЫЙ КОРОЛЬ
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 24, 25. 29 июля 1969г.
Леннон еще раз демонстрирует технику перебора струн, которую он использовал год назад в "Julia", причем гармония композиции ненамного уступает "Because". Значительная часть текста представляет собой полнейшую бессмыслицу (песня якобы исполняется на испанском языке), но композиция звучит прекрасно.
MEAN MR. MUSTARD
СКУПОЙ Г-Н МАДСТАРД
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 24, 25, 29 июля 1969г.
Первоначально планировавшаяся к выпуску в "Белом альбоме", "Mean Mr. Mustard" была фантазией Леннона, которая родилась после прочтения им газетной статьи об одном необычайно жадном человеке. Несмотря на то что стиль композиции совершенно противоположен "Sun King", эти два произведения объединены в одну музыкальную пьесу с рабочим названием "Here Comes The Sun-King".
POLYTHENE РАМ
ПОЛИЭТИЛЕНОВАЯ ПЭМ
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 25, 28 июля 1969г.
Словно в доказательство того, что попурри планировалось с самого начала, эта и следующая песни объединены вместе. Джон, демонстрирующий свой ливерпульский акцент, посвятил "Polythene Pam" одной из старых знакомых, которую встретил год назад на вечеринке.
SHE CAME IN THROUGH THE BATHROOM WINDOW
ОНА ВОШЛА ЧЕРЕЗ ОКНО ВАННОЙ
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 25, 28 июля 1969г.
Сюжет этой композиции, как и предыдущей, имеет автобиографический характер. На этот раз темой является попытка ограбления дома Пола Маккартни, когда вор забрался в окно в поисках сувениров, что называется, из первых рук. Как и в случае "Something", версия в исполнении Джо Кокера вышла в его втором альбоме, что было благодарностью "Битлз" за замечательную интерпретацию Кокера композиции "With A Little Help From My Friends".
GOLDEN SLUMBERS
ЗОЛОТЫЕ СНЫ
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 2, 3,4, 30, 31 июля, 15 августа 1969г.
Маккартни переложил на музыку стихи колыбельной, написанной в XVII в. Томасом Деккером, получившаяся мелодия звучит так, как будто вы знали ее всю жизнь. Композиция с самого начала задумывалась как часть попурри в комбинации с... непонятно чем.
CARRY THAT WEIGHT
НЕСИ ЭТОТ ГРУЗ
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 2, 3, 4, 30, 31 июля, 15 августа 1969г.
Еще одно сочинение Маккартни, имеющее сходные с "You Never Give Me Your Money" музыкальную и поэтическую темы и включающее вокальные партии Пола, Джорджа и Ринго. Леннон пропустил звукозаписывающие сессии, находясь в шотландском госпитале, куда попал в результате автомобильной аварии.
THE END
КОНЕЦ
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 23 июля, 5, 7, 8,15,18 августа 1969г.
"Carry That Weight" звучит так, как будто была записана одновременно с "The End", хотя последняя и была фактически наложена на "фэйдаут" предыдущей, но представляет собой отдельную композицию. В ней всего две строчки текста, причем вторая является прощанием с "Битлз". "Andintheend, the love you make isequal to the love you take" ("И в результате любовь, что дали вы, сравнима с той, что подарили вам"). Ринго исполняет свое единственное в альбоме соло на ударных, а Харрисон, Леннон и Маккартни - довольно продолжительный гитарный проигрыш. На последних секундах звучит оркестр, завершающий экстравагантную постановку самой длинной и тщательно скомпонованной песенной сюиты "Битлз".
HER MAJESTY
ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 2 июля 1969г.
Однако это был еще не самый конец. В конец пленки с черновым вариантом второй стороны альбома инженер звукозаписи Джон Курлэндер вставил крошечную 20-секундную песенку, которая первоначально должна была находиться между "Mean Mr. Mustard" и "Polythene Pam", но затем Маккартни ее оттуда убрал. Когда другой инженер Малколм Дэвис монтировал пленку, он решил, что "Her Majesty" является завершающей композицией. Полу понравился этот "сюрприз", хотя песенка и начиналась с последнего аккорда "Mean Mr. Mustard", а ее финальный аккорд затерялся где-то в первых нотах "Polythene Pam". Если хаос композиции "You Know My Name (Look Up The Number)" стал достойным финалом синглов "Битлз", то "Her Majesty" свела на нет утверждения о помпезности продолжительного попурри в альбоме "Abbey Road".
let it be
да будет так
PARLOPHONE CDP7 46447 2
В ноябре 1968 г. Пол Маккартни наконец понял, что "Битлз" находятся на грани окончательного распада. Оказавшись перед выбором: либо распрощаться с группой, либо бороться за ее будущее, Пол начал действовать решительно. В то время как Леннон и Харрисон прямо намекали, что они не хотят больше выступать вместе с "Битлз", а Ринго был счастлив плыть по течению, Маккартни сумел убедить группу еще раз подумать и пойти навстречу своим поклонникам сыграть на одном или самое большее двух концертах, которые были бы записаны для телевидения. Возможно, это будут два телешоу, говорил Маккартни, одно снятое на репетициях, а второе на концерте. Концертное исполнение ляжет в основу следующего альбома "Битлз", и группе уже не будет грозить многомесячная студийная работа, как в случае с "Sgt. Pepper" и "Тhе Beatles". В "Альберт-Холле" и "Раундхаусе" в декабре уже были забронированы съемочные дни, но планы не были выполнены из-за позиции Харрисона. Он возражал против съемок группы во время работы, но соглашался на концертные съемки, если репетиции пройдут успешно. Итак, 2 декабря 1969 г. "Битлз" первый раз собрались в киностудии "Твикенэм" -впереди были три недели репетиций. Позже Леннон вспоминал: "Я чувствовал себя на съемках в "Твикенэм Студиос" просто ужасно. Мне хотелось, чтобы их не было. Мы должны были начинать в восемь утра, а в это время невозможно играть музыку. Нас окружала странная обстановка всюду люди с камерами и цветные прожекторы". В конце месяца съемочная площадка переместилась в студию "Эппл", которую недавно открыли "Битлз", где к музыкантам на две недели присоединился Билли Престон. Его присутствие помогло несколько смягчить внутренние разногласия в группе. Там они и предприняли попытку сделать "живой" студийный альбом, записывая пленку за пленкой довольно сумбурные композиции. 30 января "Битлз" устроили концерт на крыше здания студии, на высоте пары сотен футов над зрителями. На следующий день они исполнили еще несколько песен перед кинокамерами, установленными в "Эппл Студиос". Отснятые пленки были переданы инженеру Глину Джонсу с наказом сделать из них альбом. В середине февраля группа уже начала работу над "Abbey Road". "Нам не хотелось ничего об этом знать, признался Леннон. Мы просто оставили все Глину и поручили ему заняться этим. Впервые со времени появления на свет нашего первого альбома нам не нужно было ничего делать. Никто не хотел принимать участия в работе. Мы собирались выпустить дерьмовый альбом, чтобы все видели, что с нами происходит". В мае Джонс закончил работу над первой версией альбома, временно названной "Get Back", которую "Битлз" отвергли. Запись "Abbey Road" на какое-то время сплотила музыкантов, но затем Джон Леннон объявил всем, что уходит из группы. В январе 1970 г. "Битлз", оставшиеся втроем, записали еще одну песню и подработали остальные, а Глин Джонс подготовил вторую версию альбома "Get Back". Группа отвергла и ее. Наконец легендарный американский продюсер Фил Спектор убедил "Битлз" доверить проект ему. В марте 1970 г. он начал интенсивную работу по микшированию и наложению звука, а в первую неделю мая альбом с новым названием "Let It Be" в наборе с буклетом "Get Back", предназначавшимся для оригинального альбома, уже лежал на прилавках музыкальных магазинов. "Спектор рыл землю, как кабан, - вспоминал Леннон. Он всегда хотел работать с "Битлз", ему дали самую кучу абсолютно скверных и дурно пахнущих записей, но Филу удалось что-то сделать и из нее. Он проделал огромную работу. Когда я услышал запись, меня не тошнило". Пол Маккартни, однако, остался недоволен тем, как были записаны инструментовка и вокальные партии в его композиции "The Long And Winding Road". Критики буквально разгромили альбом, и когда вышел документальный фильм о работе в студии, Маккартни объявил об уходе из группы. Решение Леннона все это время держалось в тайне от прессы, и именно его сразу же обвинили в развале "Битлз". В конце 1970 г. Пол подал в Верховный суд на остальных членов группы. Как сказал Джон Леннон, время мечтаний закончилось.
TWO OF US
НАС ДВОЕ
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 31 января 1969г.
Согласно сюжету фильма, "Two Of Us" родилась как шуточный рокер Маккартни, но быстро развилась в нежную акустическую композицию. Ее название и вокальный дуэт были последним проявлением привязанности Пола к Джону. "Живая" запись в студии в январе 1969 г. была превосходно обработана Филом Спектором, который придал глубокое и яркое звучание акустическим инструментам, отсутствующее в предыдущих альбомах "Битлз".
DIG A PONY*
(JOHN IENNON/PAUL McCARTNEY)
(Осмысленному переводу не поддается.)
Записана 30 января 1969г.
Немного отредактированная со времени записи (на крыше!), эта песня Леннона в типичном для него расплывчатом стиле полна многообещающих, но невыполнимых уверений. В начале карьеры группы он легко сочинял песни о "придуманной" любви9; в конце существования "Битлз" Джон умело писал тексты, намекающие на духовную глубину, которой не было. Вполне объяснимо, что позднее Леннона просто кривило от своего сочинения.
ACROSS THE UNIVERSE
ЧЕРЕЗ ВСЕЛЕННУЮ
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 4, 8 февраля 1968г., 1 апреля 1970г.
Совершенно противоположные чувства испытывал Джон в отношении "Across The Universe". "Это один из лучших текстов из когда-либо мной написанных, с гордостью говорил Леннон в 1970 г. Более того, это могло быть моим лучшим текстом. Это хорошая поэзия, как бы вы ее ни называли. Я люблю стихи, которые могут существовать как самостоятельные тексты, без музыки". Представляющий собой лирический поток подсознания, текст композиции относится к так называемой "самодостаточной" поэзии, которую можно рассматривать как гимн, воспевающий музу, давшую ей жизнь. Но Леннону так и не удалось достичь чувства свободы в студии звукозаписи. Первоначально исполненную в то время, когда была записана "Lady Madonna", песню затем отложили до лучших времен. Вначале предполагалось, что она будет синглом, затем композицией на обратной стороне сингла, позднее что она выйдет на пластинке формата EP. Песня была исполнена и во время съемок фильма, но без особого вдохновения. В итоге ее передали организации "World Wildlife Fund" ("Фонд живой природы мира") для благотворительного альбома. Фил Спектор взял оригинальную пленку, немного замедлил запись, стер наложенные птичьи голоса (см. "Past Masters II") и добавил оркестр и хор. В результате появилась одна из лучших композиций "Битлз", полностью оправдавшая участие Спектора в творческом процессе.
I, ME, MINE
Я, МНЕ, МОЕ
(GEORGE HARRISON)
Записана 3 января, 1, 2 апреля 1970г.
В последний раз "Битлз" собрались вместе в начале января 1970 г. Но все уже было иначе: теперь их было трое, без Джона Леннона, который постригся и уехал в Данию изучать секреты "летающих тарелок". Сыграть мелодию Харрисона - наполовину вальс, наполовину рокер - втроем не представляло трудностей - "Битлз" уже делали это в фильме "Let It Be", когда Джон и Йоко танцевали в студии, Маккартни, Харрисон и Старр записали 90-секундную композицию, а Фил Спектор просто скопировал фрагменты пленки и удлинил ее почти вдвое.
DIG IT
КЛЕВО
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY HARRISON/RICHARD STARKEY)
Записана 26 января 1969г.
Короткий фрагмент трехаккордной импровизации продолжительностью более двенадцати минут "Dig It" включена в альбом для усиления чувства реальности происходящего. Первая версия альбома "Get Back" содержала значительно более длинный фрагмент джэма, что, однако, не делало его более привлекательным. Послушайте несколько часов студийных записей, оставшихся после съемок фильма, и вы увидите, что в январе 1969 г. "Битлз" были просто помешаны на фразе "dig it". Они могли бы выпустить целый альбом импровизаций на эту тему, но, к счастью, не поддались соблазну.
LET IT BE
ДА БУДЕТ ТАК
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 31 января, 30 апреля 1969г., 4 января 1970г.
Последний сингл "Битлз" и наиболее сильная композиция, записанная во время сессий альбома, "Let It Be" - прекрасный образец духовного творчества Пола Маккартни. "Mother Mary" это, очевидно, покойная мать Пола Мэри Маккартни, а примирительные интонации песни как бы адресованы остальным музыкантам "Битлз". "Let It Be" первоначально была исполнена во время съемок в январе 1969 г., затем, в апреле, на запись наложили гитарное соло. Другой вариант соло был записан в январе 1970 г., тогда же были записаны партии медных инструментов в аранжировке Джорджа Мартина. Первое гитарное соло оказалось на сингле, для альбома же Фил Спектор выбрал второй вариант, при этом усилив звучание ударной группы Ринго и Пола до уровня, на котором ритм ударных уже грозил стать навязчивым.
MAGGIE МАЕ
МЭГГИ МЭИ
(АРАНЖИРОВКА: JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY GEORGE HARRISON/RICHARD STARKEY)
Записана 24 января 1969г.
Исполненная в одном из перерывов во время записи "Битлз" "Two Of Us", эта 30-секундная ливерпульская фольклорная песня с вокалом Леннона была обнаружена Джорджем Мартином и инженером-продюсером Глином Джонсом среди студийных пленок и позже включена в альбом.
I'VE GOT A FEELING
У МЕНЯ ЕСТЬ ЧУВСТВО
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 30 января 1969г.
Соедините незаконченный блюз Маккартни "I've Got A Feeling" с незаконченной акустической балладой Леннона "Everybody Had A Hard Year", и вы получите одну из самых тяжелых и впечатляющих рок-композиций альбома "Let It Be", записанную во время выступления на крыше студии "Эппл". Она была последней песней, написанной Ленноном в партнерстве с Маккартни.
ONE AFTER 909
СЛЕДУЮЩИЙ ПОСЛЕ 909-ГО
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 30 января 1969г.
Вслед за "What Goes On", "When I'm Sixty-Four" и "I`ll Follow The Sun" композиция "One After 909" вошла в число песен, написанных до 60-го г. и выпущенных в альбомах значительно позднее. Этот американский рокер, сочиненный Джоном Ленноном в 1959 г., был записан "Битлз" в марте 1963-го тогда предполагалось, что он будет синглом, однако эта версия до сих пор остается невыпущенной. Шесть лет спустя Леннон по какому-то случаю вспомнил о песне и включил ее в репертуар группы - для фильма "Let It Be" и "концерта на крыше". "Битлз" играют эту старую шуточную композицию легко и непринужденно, как ни в каком другом эпизоде фильма.
THE LONG AND WINDING ROAD
ДОЛГИЙ И ИЗВИЛИСТЫЙ ПУТЬ
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 31 января 1969г., 1 апреля 1970г.
Одна из двух великолепных баллад Маккартни, записанных для этого альбома, "The Long And Winding Road" родилась как исключительно нежная песня в сопровождении фортепиано автора, под аккомпанемент остальных членов группы. В руках Фила Спектора, однако, она превратилась в студийную экстравагантность, в которой играл целый оркестр из 50 музыкантов и пел хор. Маккартни возмутился вмешательством Спектора, жалуясь, что тот подменил его работу аранжировкой в стиле Мантовани. Защитники же Спектора утверждали, что это было естественной реакцией Фила на при сущий композиции романтизм. Пол также долго плакался по поводу присутствия в песне женской подпевки, что было явной иронией по отношению к его последующей сольной карьере.
FOR YOU BLUE
СКУЧАЮ ПО ТЕБЕ
(GEORGE HARRISON)
Записана 25 января 1969г.
Этот легкий гитарный блюз Харрисона вполне соответствовал оригинальной концепции альбома, записанного в студии "вживую". Композиция одна из немногих в альбоме ранних работ "Битлз" (периода сотрудничества с компанией "Эппл"), тогда как другие песни взяты из "концерта на крыше" или последующих студийных киносъемок.
GET BACK
УБИРАЙСЯ ОБРАТНО
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 27 января 1969г.
Песней "Get Back" заканчивались фильм "Let It Be" и одноименный альбом; в обоих случаях за этим следовала забавная фраза Леннона: "Я надеюсь, мы пережили это прослушивание" ("I hope we passed the audition"). Две версии "Get Back" значительно отличаются друг от друга, причем исполнение на крыше показано в фильме, а альбом заканчивается вариантом, исполненным тремя днями ранее в студии "Эппл". Более длинная версия песни была выпущена как сингл ранее, в апреле 1969 г. (см. "Past Masters II").
past masters. volume I
прошлые шедевры. часть I
PARLOPHONE CDP7 90043 2
После того как И-Эм-Ай издала все оригинальные альбомы "Битлз" на компактдисках, у фирмы было несколько вариантов выпуска в цифровом формате оставшихся песен. К счастью, она выбрала наиболее здравый путь, собрав эти композиции в более или менее хронологическом порядке на двух компакт-дисках. В их числе оказались синглы, не вошедшие в альбомы (включая вещи, отличающиеся от альбомных версий: "Love Me Do", "Get Back" и "Let It Be"}, песни из ЕР "Long Tall Sally", две композиции 1964 г. на немецком языке, песня "Bad Boy" 1965 г., постоянно избегавшая участи попасть на пластинку, и оригинальный микс "Across Tne Universe", однажды уже выпускавшийся на дешевом благотворительном LP. И-Эм-Ай устояла перед соблазном включить в сборники такие раритеты, как мономиксы и версии, значительно отличающиеся от ранее выходивших в Британии и других странах мира, хотя специализированный рынок, без сомнения, с большим удовольствием принял бы один или даже два столь изысканных компакт-диска.
LOVE ME DO
ЛЮБИ МЕНЯ
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 4 сентября 1962г.
"Наша величайшая философская песня", иронично отозвался о ней Пол Маккартни. Это была оригинальная версия с Ринго Старром на ударных, а также первый сингл "Битлз", позднее замененный в альбоме и "сорокапятке" на CD-версию.
FROM ME TO YOU
ОТ МЕНЯ ТЕБЕ
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 5 марта 1963г.
Во время поездки на автобусе из Йорка в Шрусбери 28 февраля 1963 г. Джон Леннон и Пол Маккартни написали третий по счету сингл группы. Как и многие из ранних битловских песен, он был построен на частом использовании личных местоимений, идея заключалась в том, чтобы аудитория могла с легкостью идентифицировать "я" и "ты", вынесенные в название композиции. Песня начинается с соло на губной гармошке (это было предложением Джорджа Мартина), которое, наряду с простой мелодической линией подпевки, оказалось одной из наиболее удачных составляющих аранжировки композиции.
THANK YOU GIRL
СПАСИБО ТЕБЕ, ДЕВУШКА
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 5,13 марта 1963г.
В 1963 г. творчество "Битлз" сводилось скорее к стремлению написать шлягер, чем к самовыражению авторов. "Thank You Gfri" Джона Леннона была одной из не совсем удачных попыток сделать это, несмотря на присутствие, казалось бы, всех необходимых составляющих, а именно губной гармошки, простой для восприятия мелодии и вокальных трюков. В этот раз простота оказалась чрезмерной, песня вряд ли выдержала бы постоянное проигрывание в эфире, через которое прошли все синглы "Битлз" 60-х гг.
SHE LOVES YOU
ОНА ЛЮБИТ ТЕБЯ
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 1 июля 1963г.
"В то время нам говорили, что это самая неудачная песня в нашем репертуаре", - усмехался Пол Маккартни в 1980 г. Отзывы о чет вертом сингле "Битлз" были довольно критические, отмечалось, в частности, что группа лихорадочно ищет новый материал для исполнения. Но вопреки всему "Shе Loves You" стала гимном битломании. Хотя это и не самая сильная композиция, написанная музыкантами в 1963 г., и, возможно, не самая значимая для них (честь здесь принадлежит "I Want To Hold Your Hand", сделавшей "Битлз" популярными в Америке), но, как никакая другая, песня отражает настроения, охватившие британцев во второй половине 1963-го. Джордж Мартин считал, что гармония вокальной концовки своего рода штамп (фактически это так и было), но для многочисленных поклонников группы подобный финал был открытием. Необычайно привлекательный припев обеспечил продажи дисков и поднял группу на новую волну популярности. Даже сейчас, если вы скажете фразу "йе-йе-йе" практически любому британцу, он вспомнит "Битлз".
I'LL GET YOU
ТЫ БУДЕШЬ МОЕЙ
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 1 июля 1963г.
Так же как и "Thank You Girl", эта песня сошла с творческого конвейера Леннона, но мелодия оказалась недостаточно "привязчивой", чтобы сделать номер синглом. Тем не менее некоторые мелодические повороты песни доказывают, что композитор Джон был не слабее композитора Пола.
I WANT TO HOLD YOUR HAND
Я ХОЧУ ДЕРЖАТЬ ТВОЮ РУКУ
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 17 октября 1963г.
"Мы написали ее вместе, признал Джон уже после распада "Битлз", отдавая должное Полу. -Это прекрасная мелодия, именно такие песни мне нравится петь", "I Want То Hold Your Hand" сделала "Битлз" феноменально известными, подняв их на первое место в хит-парадах США и многих стран мира. Хорошо продуманная структура композиции имеет спад напряжения в середине куплета, ведущий к кульминационной строчке "I can't hide" ("He могу скрыть"), которая, считал Боб Дилан, поется "I get high" ("Я ловлю кайф" как правило, от приема наркотиков) и подводит итог целому году экспериментов и постижения нового творческим ядром "Битлз ".
THIS BOY
ЭТОТ МАЛЬЧИК
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 17 октября 1963г.
Первая в битловском каталоге песня, где удачно передана гармония расклада вокалов на три голоса, была написана Джоном Ленноном. Композиция привлекательна не только мелодичностью вокалов, но и манерой Леннона в средней секции, когда он растягивает последний слог на несколько аккордов. Драматизм исполнения проявился не столько в студии, сколько на последующих концертах, где непременно пели вдвоем в один микрофон, при этом энергично потрясая головами и вызывая адекватную реакцию зала. "This Boy" идеально подошла для второй стороны сингла "I Want To Hold Your Hand".
КОММ, GIB MIR DEINE HAND
ХОЧУ ДЕРЖАТЬ ТВОЮ РУКУ
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY/ NICOLAS/HELLMER)
Записана 29 января 1964г.
Как ни странно, но именно в Париже "Битлз" записали германоязычные версии двух по следних синглов. В то время большинство звезд исполняли свои хиты на европейских языках, но "Битлз", попробовав однажды, решили, что с них хватит. Перевод "I Want То Hold Your Hand" сравнительно неплох, была использована также оригинальная запись инструментального сопровождения и добавлены хлопки в ладоши.
SIE LIEBT DICH
ОНА ЛЮБИТ ТЕБЯ
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 29 января 1964г.
Когда возникла необходимость записать немецкую версию, англоязычная пленка оказалась стертой, и "Битлз" записали песню по новой, не особенно утруждая себя шлифовкой деталей.
LONG TALL SALLY
ДОЛГОВЯЗАЯ СЭЛЛИ
(RICHARD PENNIMAN/ENOTRIS JOHNSON/ ROBERT BLACKWELL)
Записана 1 марта 1964г.
С одной попытки и без всяких наложений "Битлз" записали этот лучший рок-н-ролл в своей карьере, переделав классическую композицию Литтла Ричарда 1956 г. При этом, как никогда, удачно вышло гитарное соло Харрисона, а Джордж Мартин великолепно скопировал манеру игры на фортепиано Ричарда. Великолепный вокал Пола Маккартни (его лучшая студийная попытка исполнения) органично соединил усилия музыкантов группы. Песня вышла на одноименной пластинке "Битлз" формата ЕР.
I CALL YOUR NAME
Я ПРОИЗНОШУ ТВОЕ ИМЯ
(JOHN IENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 1 марта 1964г.
Уже записанная за год до этого Билли Дж. Крамером, приятелем и протеже Брайена Эпстайна, композиция была возвращена Леннону и включена в ЕР "Long Tall Sally". В отличие от более мягкого исполнения Крамера надменные интонации вокала Джона, очевидно, были связаны с принципиально иной трактовкой: герою безразлично, ответит на его призыв любимая или нет. В 1980 г. Леннон вспоминал, что во время исполнения музыканты не совсем уверенно чувствовали себя при смене ритмов (при переходе куплета на припев).
SLOW DOWN
ПРИТОРМОЗИ
(LARRY WILLIAMS)
Записана 1, 4 июня 1964г.
Уверенное исполнение Ленноном этого рокера Лэрри Уильямса (одного из трех его сочинений,записанных группой) приближает последний к уровню "Long Tall Sally. Заручившись поддержкой Джорджа Мартина на фортепиано, "Битлз" без труда преодолели все 12 тактов композиции, а ленноновский вокал с хрипотцой сделал битловскую версию недосягаемой для других британских бит-групп.
MATCHBOX
СПИЧЕЧНЫЙ КОРОБОК
(CARL PERKINS)
Записана 1 июня 1964г.
Репертуар Карла Перкинса впервые подвергся битловскому вторжению именно в этой, последней композиции ЕР "Long Tall Sally". Ринго Старр заправлял вокальным шоу под музыку в стиле рокабилли, основанную на идеях, циркулировавших в мире блюза последних десятилетий. Сам композитор присутствовал в студии во время за писи своего творения, которое еще долгие годы (наряду с двумя другими песнями из альбома "Beatles For Sale") будет приносить ему гонорары.
I FEEL FINE
ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ПРЕКРАСНО
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 18 октября 1964г.
Все в этом последнем сингле 1964 г., начиная с электронного шума, наведенного через колонки (не случайного, как утверждалось в то время, а намеренного), и кончая холодной страстью вокала Леннона, пронизано качеством и уверенностью. Леннон построил свой закрученный гитарный рифф на ритм-энд-блюзовой композиции Бобби Паркера "Watch Your Step", которая исполнялась группой "Джон Бэрри Севен" еще в 1961 г. и была хорошо известна британским поклонникам блюза. Песня несет отчетливый отпечаток индивидуальности Джона, и это стало новым шагом на пути развития "Битлз" в одну из сильнейших бит-групп в Британии.
SHE'S A WOMAN
ОНА ЖЕНЩИНА
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 8 октября 1964г.
Леннон смог составить достойную конкуренцию Маккартни, когда его "I Feel Fine" была дополнена песней "She's A Woman" на второй стороне сингла. Композиция, представляющая немногим более чем просто джэм в стиле ритм-энд-блюз с текстом, записывалась в спешке - гитарный ритм даже срывается в паре мест, но энтузиазм исполнителей делает ее незабываемой.
BAD BOY
ПЛОХОЙ МАЛЬЧИШКА
(LARRY WILIAMS)
Записана 10 мая 1965г.
В тот же день, когда "Битлз" записывали "Dizzy Miss Uzzy", ими была исполнена роккомпозиция Лэрри Уильямса "Bad Boy". И снова Леннон оказался на высоте, на настоящем американском сленге спев историю о несовершеннолетнем преступнике. Инструментальное сопровождение группы было классом ниже вокала, возможно, по этой причине песня планировалась для включения в американский альбом "Beetles VI", а в Англии вышла только в сборнике "A collection Of Beatles Oldies" в декабре 1966 г.
YES IT IS
ДА, КОНЕЧНО
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 16 февраля 1965г.
В феврале 1965-го Джордж Харрисон не упускал ни одной возможности для использования своего нового, режущего слух эффекта педали "вау-вау". Она и явилась одной из особенностей этой песни с трехсложным вокальным раскладом, вышедшей в 1965 г. на второй стороне сингла. Слушая ее много лет спустя, думаешь, что уж лучше бы музыканты отказались от намерения записать композицию с первого раза и потратили немного времени на репетиции, так как прелесть мелодии в ряде случаев искажают откровенно невыразительные вокалы.
I'M DOWN
В РАССТРОЕННЫХ ЧУВСТВАХ
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 16 февраля 1965г.
В тот же день, когда Маккартни записал фолк-рок-композицию "I've Just Seen A Face" и романтическую балладу "Yesterday", им был исполнен это шумный рок-н-ролл, вышедший на обратной стороне сингла "Help!". Наверное, Пол пытался сделать свой эквивалент "Long Tall Sally", и действительно, в последний год "живых" выступлений группы "I'm Down" (вместо "Long Tall Sally") исполнялась в конце каждого концерта. Но, несмотря на присутствие в композиции всех необходимых составляющих от хриплого вокала Пола до звонкого гитарного соло Харрисона, она не дотягивает до уровня Литтла Ричарда, а текст песни с точки зрения 90-х несколько отдает женоненавистничеством. Тем не менее композиция остается довольно впечатляющей работой "Битлз".
past masters. volume II
прошлые шедевры. часть II
PARLOPHONE СDP7 90044 2
DAY TRIPPER
ПУТЕШЕСТВЕННИЦА НА ДЕНЬ
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 16 октября 1965г.
Золотое правило "Битлз" лид-вокал в песне исполняет ее автор-нарушено в этой композиции, выпущенной в декабре 1965 г. в составе двойного сингла. "Day Tripper" была творением Леннона (в ее названии речь шла, очевидно, о "хиппи выходного дня"), но солировал здесь Пол, а подпевал Джон. Так же как "I Feel Fine" и "Ticket To fficte", композиция построена на "тяжелом" гитарном риффе, очевидно, Леннон почерпнул свое вдохновение у "Роллинг Стоунз", которые начиная с середины 64-го сочинили целый ряд синглов по схожему инструментальному принципу.
WE CAN WORK IT OUT
МЫ МОЖЕМ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 20, 29 октября 1965г.
На первой стороне сингла "Day Tripper" была выпущена и эта композиция, состоящая из двух незаконченных песен и представляющая противоположные подходы Леннона и Маккартни к музыке и жизни, фирма И-Эм-Ай немедленно попыталась выпустить ее (причем одну) на первой стороне сингла, но вмешался Джон Леннон и настоял, чтобы более рок-н-ролльной "Day Tripper" предоставили равный с этой композицией, если не больший, статус. И дело не в том, что Леннон стремился уменьшить значение "We Can Work It Out", для которой он, кстати, написал и исполнил партию гармоники; он просто не хотел, чтобы рок-н-ролльные корни "Битлз" были забыты в угоду более мягкой, лиричной музыки.
PAPERBACK WRITER
ПОПУЛЯРНЫЙ ПИСАКА
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 13, 14 апреля 1966г.
Встреченный в свое время с разочарованием большинством публики, первый битловский сингл 1966 г. сейчас называют одним из самоцветов в короне "Битлз", особенно в сочетании с композицией "Rain" на обратной стороне той же пластинки. Конечно, это не проникновенная исповедь и тем более не романс для школьников, здесь Маккартни рисует нам некий профиль жизни придуманного персонажа, но сложность инструментальной и вокальной работы в сочетании с концептуальной амбицией даже заставила вечных конкурентов "Битлз" группу "Бич Бойз" напи сать еще более сложную "Good Vibrations". Оборудование студии И-Эм-Ай было использовано на пределе технических возможностей для самой полной и чистой передачи звука в истории записей "Битлз". Обратите внимание на подпевку Леннона и Харрисона фразы "Frere Jacques" в последнем куплете.
RAIN
ДОЖДЬ
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 14,16 апреля 1966г.
Эксперименты с наркотиками до предела расширили творческий потенциал Джона Леннона. Вместо обычных любовных историй, которыми славились ранние композиции "Битлз", в 66-м группа предложила уже композиции-исследования человеческого сознания, в том числе и его теневых сторон. "Rain" был первым и, возможно, лучшим из этих "наркотических" творений. Наполовину мечта, наполовину кошмар, эта композиция стороны Б сингла "Paperback Writer" своими "потусторонними" текстами контрастирует с земным и сочным звуком стороны А. "Битлз" инстинктивно чувствовали, как следует создавать необходимую атмосферу звучания: они записали аккомпанемент, включающий ударные Ринго (которые он, кстати, считает лучшими в своем репертуаре), затем замедлили запись. С вокалом Леннона проделали обратное: он был записан на медленной скорости, а затем "ускорен". Итоговое сочетание скоростей инструментов и голоса плюс финальное проигрывание вокалов задом наперед (идея, на авторство которой претендовали как Леннон, так и Джордж Мартин) усиливают напряжение композиции, мотивы надмирности и потусторонности.
LADY MADONNA
ЛЕДИ МАДОННА
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 3, 6 февраля 1968г.
От вступления на фортепиано (почти целиком взятого из классической джазовой композиции Хамфри Литглтона "Bad Penny Blues" середины 50-х гг.) и до рок-н-ролльного проигрыша на трубах "Lady Madonna" была отличным образцом возвращающегося в моду стиля 50-х. Этот первый битловский сингл 1968 г., тема которого - судьба матери-одиночки, отлично вписывался в тогдашнюю тематику мыльных опер и кухонных драм, заполнивших театральные сцены и телеэкраны Англии. Несколько ведущих британских джазменов были в короткий срок мобилизованы для исполнения партий духовых инструментов, а Леннон, Маккартни и Харрисон изобразили соло на тромбоне, по-детски выдувая воздух через сжатые ладони.
THE INNER LIGHT
ВНУТРЕННИЙ СВЕТ
(GEORGE HARRISON)
Записана 12 января, 6, 8 февраля 1968г.
После того как несколько критиков обвинили Джорджа Харрисона в заимствовании текста его последней "индийской" песни в составе "Битлз" из произведений Тао Тэ Чина, Джордж не преминул включить эту историю в свою автобиографию. Там же он поместил письмо от Хуана Маскаро, который переводил Тао и в свое время прислал Джорджу копию переведенной главы XLVII с предложением переложить слова на музыку. Харрисон так и поступил, сочинив при этом одну из самых прелестных мелодий в своем творчестве 60-х, вряд ли заслужившей участи быть помещенной на обратной стороне синг ла "Lady Madonna". Основная дорожка "The Inner Light" была записана во время тех же сессий, что и музыка Джорджа к фильму "Wonderwall", в студии И-Эм-Ай в Бомбее, где несколько индийских музыкантов аккомпанировали Харрисону. Тогда же были записаны еще несколько музыкальных фрагментов в стиле "рага", но они до сих пор не выпущены.
HEY JUDE
ЭЙ, ДЖУД
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 31 июля, 1 августа 1968г.
Пара куплетов, пара припевов и "фэйд-аут" в конце композиции и все. Действительно, анализируя "Hey Jude", трудно объяснить ее популярность. Слова, написанные Маккартни, имели цель поддержать юного Джулиана Леннона, родители которого были в центре внимания общественности и прессы в связи с бракоразводным процессом. Некоторые строчки песни вообще не имеют смысла "необходимое тебе движение у тебя на плече" ("the movement you need is on your shoulder"), а мелодия не такая уж и сложная. Аранжировка также не верх изобретательности - незамысловатая в начале и постепенно развивающаяся в оркестровый финал к концу композиции. Так почему же "Неу Jude" стала столь значимым событием? Отчасти из-за своей продолжительности, хотя она и была короче другого хита 68-го г. - "MacArthur Park" в исполнении Ричарда Харриса. В основном же из-за того, что простотой текста и запоминающейся мелодией напоминала гимн. А отсутствие политической подоплеки еще более повысило ее популярность. На запись песни в "Трайдент Студиос" у "Битлз" и оркестра из 36 музыкантов два дня ушло на репетиции и еще два дня - на идею Джорджа Харрисона дополнить вокальное исполнение Маккартни электрогитарой - было наложено вето, но Джон Леннон сделал-таки свой вклад, вставив примерно на третьей минуте композиции нецензурное слово, впрочем, тщательно замаскированное миксом.
REVOLUTION
РЕВОЛЮЦИЯ
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 10,11,12 июля 1968г.
"Revolution 1" (см. "Tne Beatles". The White Album", главу "Revolution 1"} задумывалась как сингл, но не сразу им стала. Джон Леннон убедил "Битлз" попробовать еще раз, переложив на жесткий электронный ритм свой текст на тему мировых восстаний. Громкий, искаженный электроникой звук гитар и кричащий вокал "Revolution" потрясают до глубины души, она и до сих пор остается самой "тяжелой" песней в стиле рок, выпущенной "Битлз" в виде сингла. Однако амбиции Леннона в отношении "Revolution" остались не до конца осуществленными, после записи "Hey Jude" Маккартни месяцем позже стало ясно, какая песня будет на стороне А первого сингла "Битлз", записанного на фирме "Эппл". Джону пришлось утешиться тем, что его произведение по крайней мере вышло на обратной стороне самой продаваемой "сорокапятки" группы.
GET BACK
УБИРАЙСЯ ОБРАТНО
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 28 января 1969г.
Незадолго до смерти Джон Леннон поделился своими давними подозрениями о том, что эта песня была навеяна чувствами Пола по отношению к Йоко, хотя, в общем, знал, что "Get Back" задумывалась как иронический комментарий по поводу британской внешней политики. Под первоначальным названием "No Pakistanis" ("Нет пакистанцам") она подвергла осмеянию расистские взгляды тех, кто видел вторженцев в иммигрантах из стран Содружества. Беда заключалась в том, что иронию могли не увидеть те, кто не знал, что она там есть, поэтому Маккартни с сожалением вынужден был отказаться от оригинального текста. (Правильность его решения стала очевидна почти 20 лет спустя, когда газета "Сан" узнала о пленке "Nо Pakistanis" и обвинила "Битлз" в расизме. Ирония слишком сложная штука для некоторых.) Обретя новую словесную форму, "Get Back" стала привлекательным рокером с ничего не значащим, но хорошо звучащим текстом - комбинация, которую Маккартни пытался повторить, правда, с меньшим успехом, в таких синглах группы "Уингз", как "Helen Wheels" и "Junior's Farm". Есть в композиции и редкое гитарное соло Джона Леннона, который по этому случаю саркастично заметил: "Когда Пол был добрым, он давал мне сыграть соло, в этой песне я как раз его исполнил". Хотя "Get Back" исполнялась на крыше студии "Эппл" 30 января 1969 г., версия сингла была записана двумя днями ранее и выпущена в апреле, а позже урезана в связи с включением в альбом "Let It Be" 1970г.
DON'T LET ME DOWN
HE ПОДВОДИ МЕНЯ
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 28 января 1969г.
В тот же день, когда записывалась "Gef Back", "Битлз" исполнили эту великолепно спонтанную песню Леннона о любви. На короткое время Леннон и Маккартни работали в совершенной синхронизации, оба хотели только одного - избежать лишних студийных эффектов и наложений, что стало характерным для последних альбомов. Маккартни, впрочем, вскоре вернулся к уже привычной для "Битлз" технике монтажа (в альбоме "Abbey Road"), а Леннон принял на вооружение "живую игру в студии", ставшую его лозунгом в последующие два года.
THE BALLAD OF JOHN AND YOKO
БАЛЛАДА О ДЖОНЕ И ЙОКО
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 14 апреля 1969г.
"Стоим в Саутхэмптонском доке,/ Пытаемся уплыть в Голландию или Францию..." ("Standing in the dock at Southampton/ Trying to get to Holland or France...") "Песни должны быть как газетные статьи", сказал Джон Леннон в 1970 г. "The Ballad Of John And Yoko" как раз и стала репортажем с передовой, где проходили бои между молодоженами Леннонами и силами закона и порядка, не желающими иметь в своих столицах публичных постельных сцен с участием осужденных наркоманов. "Незамедлительно" - таков был подход Леннона к искусству в 69-м и 70-м гг. Его мечтой было сочинить песню утром, записать ее днем, микшировать вечером и выбросить на прилавки магазинов к концу недели. И в начале 1970 г. он достиг своей цели песней "Instant Karma!", a "The Ballad Of John and Yoko" была близка к рекорду на ее запись и микширование ушло менее девяти часов. Сессия была организована в такой спешке, что прийти смог только Пол. Маккартни сыграл на ударных под акустическую гитару Джона на основной дорожке, а затем они наложили на запись дополнительные гитарные партии (Джон), фортепиано (Пол), басгитару (Пол), дополнительные ударные (Пол и Джон) и, наконец, вокалы. Первая битловская песня, которая была микширована исключительно в стерео, дала жизнь новой эре и завершила старую. Хотя Леннон и Маккартни еще будут работать вместе в студии, но эта запись стала последним их крупным творческим сотрудничеством.
OLD BROWN SHOE
СТАРЫЙ КОРИЧНЕВЫЙ БАШМАК
(GEORGE HARRISON)
Записана 16,18 апреля 1969г.
Хоть Джон Леннон и явился в студию на запись песни Харрисона (что в 1969 г. было уже редкостью), его инструментальный вклад так и не был использован в окончательном варианте-вместо ритм-гитары решили записать орган Джорджа. Четверо битлов с энтузиазмом исполнили эту рок-композицию, создав вполне подходящий номер для обратной стороны сингла "The Ballad Of John And Yoko". Харрисон даже позволил себе в качестве привилегии одно из своих самых громких гитарных соло.
ACROSS THE UNIVERSE
ЧЕРЕЗ ВСЕЛЕННУЮ
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 4, 8 февраля 1968г., 2 октября 1969г.
Сочинить эту песню оказалось легко: однажды Леннон проснулся среди ночи с готовой мелодией в голове и словами, просто рвущимися наружу, но процесс записи был довольно мучительным. По иронии судьбы самая совершенная версия композиции (результат первого дня работы в студии) существует только на ацетатной пленке И-Эм-Ай. Этот вариант включал записанные задом наперед замечательные своей необычностью проигрыши на электрогитаре, которые были стерты уже на следующее утро. В конце второго дня записи музыканты просто не знали, что будут делать дальше. В качестве радикального нововведения они пригласили двух молодых поклонниц, Лиззи Браво и Гейлин Пиз, часами простаивавших на ступеньках студии "Эбби Роуд", для подпевок. Сам Леннон весьма чисто исполнил главную вокальную партию, но по-прежнему был разочарован результатами. Группа вынуждена была отказаться от выпуска песни в качестве сингла, а попытка переделать ее во время записи альбома "Let It Be" не удалась. В итоге она была отдана организации "World Wildlife Fund" для включения в благотворительный альбом под названием "No One's Gonna Change Our World" ("Никто не собирается изменить наш мир"). Будучи центральной в альбоме, композиция должна была повествовать о связи человека с природой, в связи с этим в 1969 г. Джордж Мартин наложил на запись звуки птиц. Шесть месяцев спустя другой продюсер, Фил Спектор, подготовил свой собственный микс песни (см. "Let It Be", глава "Let It Be").
LET IT BE
ПУСТЬ ТАК И БУДЕТ
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 31 января, 30 апреля 1969г., 4 января 1970г.
Эта более "консервативная", по мнению битлов, версия Джорджа Мартина была использована для британского сингла. В другой, "фруктовой" (как ее называл Джон Леннон) версии, Фил Спектор выделил ударные и выбрал более резкое гитарное соло Харрисона (см. раздел "Let It Be", глава "Let It Be").
YOU KNOW MY NAME (LOOK UP THE NUMBER)
ТЫ ЗНАЕШЬ МОЕ ИМЯ (НАЙДИ МОЙ НОМЕР)
(JOHN LENNON/PAUL McCARTNEY)
Записана 17 мая, 7, 8 июня 1967г; 30 апреля, 26 ноября 1969г.
Британская карьера "Битлз" в области выпуска синглов закончилась этим комическим номером, вышедшим на обратной стороне сингла "Let It Be". Композиция родилась во время записи альбома "Magical Mystery Tour", где на саксофоне играл приглашенный из "Роллинг Стоунз" Брайен Джонс. Затем про нее забыли ровно на два года, а в процессе работы над "Abbey Road" вспом нили и сделали некоторые наложения на запись. Когда в конце 1969 г. распад "Битлз" . был уже подтвержден, Леннон решил "спасти" песню, выпустив ее в качестве сингла группы "Пластик Оно Бэнд" вместе с еще одной неиздававшейся битлами композициeй - "What's The News Mary Jane". Однако план не удался, и песня в итоге все-таки оказалась в битловском альбоме. "Это, наверное, моя любимая вещь у "Битлз", хотя бы потому, что она такая сумасшедшая. Умора просто, как мы над ней работали", вспоминал Пол Маккартни. Битловский юмор ощущается во всем начиная от намеренного повторения названия песни и кончая парадом вокальных имитаций Леннона и Маккартни на протяжении последних трех минут звучания песни. Ни в какой другой композиции "Битлз" так не отражена радость их творчества, ставшая их непреходящим наследием миру.
the beatles
1962-1966 (the red album)
красный альбом
PARLOPHONE BEACD2511
the beatles
1967-1970 (the blue album)
синий альбом
PARLOPHONE BEACD 2512
В сентябре 1993 г. после продолжительной заминки, связанной с творческими сомнениями самих "Битлз", фирма звукозаписи И-Эм-Ай наконец выпустила два двойных альбома группы в формате CD. Выпуск этих всемирно известных как "Красный альбом" и "Синий альбом" дисков вызвал многочисленные споры в связи с решением компании "Эппл" записать их на четырех компакт-дисках и установить со ответствующую цену, несмотря на то что продолжительность "Красного альбома" составляет всего лишь 62 минуты 46 секунд, а это вполне вписывается в один диск. Критики отметили, что хотя "Синий альбом" явно превышает объем одного CD (99 минут 36 секунд), но если поменять песни местами и исключить одну из "Синего альбома" (например, "Octopus's Garden"}, то вместо четырех компактов можно было бы записать два и продавать по 25 фунтов за пару (вместо 50). И-Эм-Ай и Маккартни, как могли, защищались от критиков, но в итоге пресса все равно сочла "Битлз" виновными в обмане своих поклонников. Тем не менее альбомы довольно быстро поднялись по лестнице хит-парада, ну а музыка, как всегда, была на высоте.
записи вне фирмы emi
Следующие композиции записаны еще до того, как "Битлз" стали известными. В последнее десятилетие они много раз легально и нелегально выпускались на компакт-дисках, что часто сопровождалось трениями по вопросу авторских прав. Фактически официальный статус песен до сих пор не выяснен. Но в отличие от нелегальных выпусков концертных записей "Битлз", сессий на Би-Би-Си и "утечек" из студии, нижеприведенный материал можно купить в музыкальных магазинах, которые в своей деятельности строго придерживаются букве закона.
the tony sheridan sessions
сессии тони шеридана
MY BONNIE (CHARLES PRATT)/CRY FOR A SHADOW (JOHN LENNON/GEORGE HARRISON)/AIN'T SHE SWEET (JACK YELLEN/ MILTON AGER)/WHY (TONY SHERIDAN/BILL CROMPTON)/TAKE OUT SOME INSURANCE FOR ME BABY (иногда под названием IF YOU LOVE ME BABY) (CHARLES SINGLETON/WALDENESE HALL)/SWEET GEORGIA BROWN (BEN BERNIE/MACEO PINKARD/ KENNETH CASEY)/THE SAINTS (традиционная, аранжировка TONY SHERIDAN)/ NOBODY'S CHILD (MEL FOREE/CY COHEN)
Первый опыт "Битлз" в профессиональной студии звукозаписи оказался не таким, каким они ожидали. Во время одного из визитов в Гамбург их нанял в качестве аккомпанирующей группы лондонский рок-музыкант Тони Шеридан. "Битлз", наверное, считали, что их ожидает прием с шампанским в головном офисе компании "Полидор Рекордс" и студия, оборудованная по последнему слову техники. Вместо этого музыканты очутились в холле одной из школ Гамбурга, где записали эти восемь композиций, с тех пор изрядно им надоевших. Первоначальный контракт, заключенный немецким продюсером и руководителем группы Бертом Кампфертом, состоял в том, что "Битлз" будут аккомпанировать Шеридану для записи сингла "My Bonnie"/"The Saints". Эта пластинка с участием Тони Шеридана и "Бич Бойз" была выпущена, как и планировалось, летом 1961 г. Во время тех же сессий звукозаписи (а может, и год спустя, так как хронология того периода весьма туманна) музыканты записали еще шесть композиций - четыре из них с Шериданом и две самостоятельно. Последние представляют собой инструментал и песню "Ain`t She Sweet", запечатлевшую первый в истории лид-вокал Леннона. Эти восемь композиций плюс их вариации (например, существуют две разные версии "My Bonnie", выпущенные во время перезаписи Тони Шериданом вокалов "Sweet Georgia Brown" в 1964г.) выходили начиная с середины 60-х на бесчисленных виниловых пластинках, а позже и компакт-дисках, как правило, вместе с другими песнями Шеридана, записанными без "Битлз" при этом имя самого Тони зачастую было напечатано мелким шрифтом. Некоторые фирмы осмеливались даже оформлять альбомы фотографиями "Битлз", сделанными после 1962 г., что немедленно вызывало судебные иски со стороны "Эппл". Хотя, положа руку на сердце, эти песни не имеют такого уж большого значения в карьере "Битлз", особенно если учитывать вокалы Шеридана и аккомпанемент, который мог бы исполнить кто угодно.
the decca audition
прослушивание на фирме "декка"
BESAME MUCHO (CONSUELO VELASQUEZ/SELIG SHAFTEL)/HELLO LITTIE GIRL (JOHN LENNON/PAUL MCCARTNEY))/THE SHEIK OF ARABY (HARRY SMITH/TED SNYDER/FRANCES WHEELERf/SEPTEMBER IN THE RAIN (AL DUBIN/HARRY WARREN)/THREE COOL CATS (JERRY LEIBER/MIKE STOLLER)/LOVE OF THE LOVED (JOHN LENNON/PAUL MCCARTNEY))/MEMPHIS, TENNESSEE (CHUCK BERRY)/TILL THERE WAS YOU (MEREDITH WILLSON)/CRYIHG, WAITING, HOPING (BUDDY HOLLY)/UKE DREAMERS DO (JOHN LENNON/PAUL MCCARTNEY))/HONEY (BERRY GORDY/JANIE BRADFORD)/SEARCHIN' (JERRY LEIBER/MIKE STOLLER)/SURE TO FALL (CARL PERKINS/WILLIAM CANTRELL/QUINTON CLAUNCH)/TO KNOW HER IS TO LOVE HER (PHIL SPECTOR)/TAKE GOOD CARE DF MY BABY(GERRY GOFFIN/CAROLE KING)
Первого января 1961 г. "Битлз" отпраздновали Новый год, исполнив и записав 15 песен в присутствии представителя фирмы "Декка" Майка Смита в студии "Уэст Хэмпстэд". Это был их первый опыт работы со звукозаписывающей индустрией Лондона, и он закончился неудачей, так как "Декка" (в лице Дика Роу и по совету Смита) заключила контракт с другой группой, пришедшей в этот день на прослушивание. Счастливчиками оказались "Брайен Пул Энд Тремелос" они базировались в Дагенхэме, а не в Ливерпуле, как "Битлз", и у них уходило меньше времени на поездки в студию для записи. Если прослушать пленку, которая была пиратски выпущена в конце 70-х, то понимаешь, почему "Битлз" не удалось заключить контракт с фирмой "Декка". Они весьма скованны и чувствуют себя явно не в своей тарелке: Маккартни перестарался с вокальными партиями, а Леннона вообще плохо слышно; ударные Пита Бэста слишком просты, и только Джордж Харрисон единственный, кто выглядит неплохо. Историческая ценность записи, конечно, была огромной. Ходили слухи, что каждый раз на Рождество руководство "Декки" доставало знаменитую пленку из сейфа и топило свою печаль в шампанском, прослушивая ее в очередной раз и пытаясь понять, как оно могло упустить самую коммерческую группу в мире. Долгое время, однако, никто не знал, кому же принадлежат записи, и тогда в 1982 г. американская звукозаписывающая фирма "Бэкстейдж Рекорде" взяла инициативу в свои руки. При поддержке Пита Бэста она выпустила десять композиций, исполнявшихся тогда на прослушивании, в виде "официального" альбома. Этому примеру последовала еще более крупная "Одио-Фиделити", расширив свой альбом до 12 композиций, одновременно исключив все песни Леннона/Маккартни, в надежде избежать возможных правовых притязаний авторов. В последующие несколько лет эти 12 песен выходили на бесчисленных пластинках и компактах, пока, наконец, юристы не взяли дело в свои руки. До сих пор никто точно не знает, кому принадлежат авторские права на эти записи, но с конца 80-х гг. их выпуск приостановлен.
live at the star club, hamburg
концерт в "стар клубе", гамбург
I SAW HER STANDING THERE (JOHN LENNON/PAUL MCCARTNEY)/1'H GONNA SIT RIGHT DOWN AND CRY (OVER YOU) (JOE THOMAS/HOWARD BIGGSI/ROLL OVER BEETHOVEN (CHUCK ВЕНРУ)ЯНЕ HIPPY HIPPY SHAKE (CHAIN ROMERO)/SWEET LITTLE SIXTEEN (CHUCK BERRY)/LEND ME YOUR COMB (KAY TWOMEY/FRED WISE/BEN WEISMAN)/YOUR FEET'S TOO BIG (ADA BENSON/FRED FISHER)/WHERE HAVE YOU BEEN ALL MY LIFE? (BARRY MANN/CYNTHIA WEIU/IWIST AND SHOUT (BERT RUSSELL/PHIL MEDLEY)/MR. MOONLIGHT (ROY LEE JOHNSON)/A TASTE OF HONEY (RIC MARLOW/BOBBY SCOTT)/BESAME MUCHO (CONSUELO VELASQUEZ/SELIG SHAFTEL)/REMINISCING (KING CURTIS)/TILL THERE WAS YOU (MEREDITH WILLSON)/EVERYBODY'S TRYING TO BE MY BABY (CARL PERKINS)/KANSAS CITY HEY HEY HEY (JERRY LEIBER/MIKE STOLLER/RICHARD PENNIMAN)/NOTHIN' SHAKIN' (BUT THE LEAVES ON THE TREE) (CIRINO COLACRAI/EDOIE FONTAINE/DIANNE LAMPERT/JACK CLEVELAND)ЯO KNOW HER IS TO LOVE HER (PHIL SPECTOR)/LrTTLE QUEENIE (CHUCK BERRY)/FALUNG IN LOVE AGAIN (SAMMY LERNER/FREDERICK HOLLANDER)/SHEILA (TOMMY HOE)/BE-BOP-A-LULA (GENE VINCENT/TEX DAVIS)/ HALLELUJAH I LOVE HER SO (RAY CHARLES)/ASK ME WHY (JOHN LENNON/PAUL MCCARTNEY)/RED SAILS IN THE SUNSET (JIMMY KENNEDY/WILL GROSZ)/MATCHBOX (CARL PERKINS)/1'M TALKIN' -BOUT YOU (CHUCK BERRY)/! WISH I COULD SHIMMY LIKE MY SISTER KATE (PIRON)/LONG TALL SALLY (RICHARD PENNIMAN/ENOTRIS JOHNSON/ROBERT BLACKWELL)/ I REMEMBER YOU (JOHNNY MERCER/VICTOR SCHERTZINGER)
Джон Леннон: "Мы были исполнителями, и то, что мы делали, было просто фантастикой. Мы играли настоящий рок, и в Британии никто не мог сравниться с нами. Брайен одел нас в костюмы, и вот к нам пришел успех. Но мы изменили своим прежним установкам. Мы стали пропускать концерты в более мелких клубах, потому что играли настоящую музыку". Пол Маккартни: "В Гамбурге мы играли по восемь часов вденьникто из музыкантов не работал столько. Постепенно мы отработали программу, и когда приехали в Америку, она практически была готова. В Гамбурге у нас вначале вообще не было аудитории, и нам приходилось в буквальном смысле заниматься каторжным трудом, чтобы заманить публику. Мы стояли на сцене, а люди в дверях клуба, но за столиками никто не сидел. Обычно мы старались завлечь посетителей, чтобы те заказали пиво. Как только кто-то появлялся, мы начинали играть рок, и несколько человек заходило. Мы выступали в роли ярмарочных зазывал. В результате в этот клуб стало невозможно попасть; тогда мы поняли, что нас ждет большое будущее". Выход в 1977 г. 30 песен, записанных в последнюю неделю выступлений "Битлз" в гамбургском клубе, впервые дал миру шанс услышать музыку, с которой начиналась легенда. Но многие были разочарованы: "Битлз" звучали не как ярмарочные зазывалы, а как уставшие наемные музыканты, и это отражало их фактическое состояние на последних изматывающих выступлениях в Германии. Но даже эти пленки, записанные в "Стар Клаб", доносят до нас притягательный юмор и рок-н-ролльное мастерство еще неизвестных миру "Битлз". К сожалению, эти качества были почти полностью скрыты за шумовой пеленой любительской записи, сделанной ливерпульцем Адрианом Барбером. (Много лет спустя в Нью-Йорке Барбер стал продюсером групп "Эм-Си Файв" и "Вельвет Андерграунд".) В результате серии случайных встреч в пабах записи попали в руки битловского менеджера Аллана Уильямса, который предложил их Брайену Эпстайну, но последний отказался от их выпуска. Спустя десять лет он дал их прослушать Джорджу и Ринго, которым понравились записи, но пленки и на сей раз остались неизданными. В конце концов Уильямс проиграл записи лондонской студии "Лингасонг Рекорде", которая подчистила их и подготовила к выпуску. "Эппл", спохватившись, пыталась предотвратить издание, но безуспешно. С тех пор песни несколько раз выпускались в формате пластинок и компактов, зачастую с совершенно различной трактовкой авторских прав на обложке. Их настоящая правовая принадлежность так и не определенаю Интересно, что И-Эм-Ай - единственная фирма, которая могла в свое время предотвратить выпуск записей, но не сделала этого (во время записи 31 декабря 1962 г. "Битлз" были связаны эксклюзивным контрактом с подразделением И-Эм-Ай "Парлофон"). Студия "Лингасонг" хитро обошла это препятствие, заявив, что пленки были записаны раньше, чем был подписан контракт, что фактически не соответствовало истине.
© 1995, Omnibus Press (A Division of Book Sales Limited)
[свернуть]