«ДДТ», рок-группа (Уфа, Ленинград, Санкт-Петербург).
История «ДДТ» началась зимой 1980 в Уфе, когда Юрий Шевчук, дипломированный художник двадцати трех лет, гитарист-самоучка и начинающий поэт, заглянул в соседний Дом культуры «Авангард», где по воскресеньям собиралась компания музыкантов, игравших в свое удовольствие каверы западных рок-стандартов. Поэтические откровения Шевчука оказались созвучны музыкальному строю группы, и они объединились, взяв короткое и ядовитое название «ДДТ».
Юрий Шевчук (p. 15 мая 1957, поселок Ягодное Магаданской области) еще ребенком попал в Уфу, куда перевели с Севера его отца-военного. Музыкой он заинтересовался в детстве, учился играть на баяне, но поступил на художественно-графическое отделение местного педагогического института, по окончании которого несколько лет преподавал в сельских школах. До «ДДТ» он успел получить приз на конкурсе авторской песни, где выступал с акустическим ансамблем, недолго играл в группе «ВОЛЬНЫЙ ВЕТЕР» Нияза Абдюшева, однако собирался стать художником, а не музыкантом. Случайный визит в Дом культуры оказался для его судьбы переломным.
Костяк уфимской версии «ДДТ» составили Юрий Шевчук (гитара, вокал), Рустем Асанбаев (p. 22 сентября 1954, Уфа; гитара), Геннадий Родин (бас) и Владимир Сигачев (клавишные, вокал). Место за барабанами последовательно занимали Ринат Шамсутдинов, Борис Пастернаков и Рустем Каримов. Дебют группы состоялся на сцене одного из местных клубов и произвел сенсацию — «ДДТ» оказалась первой в городе группой, публично спевшей собственные песни, опиравшиеся на сильный и самоценный поэтический материал Шевчука. Две любительские записи, сделанные группой в этот период, легли в основу их дебютного магнитофонного альбома « Свинья на радуге» (1982).
Той же весной «ДДТ», откликнувшись на приглашение «Комсомольской правды», приняла участие в конкурсе «Золотой камертон» и неожиданно для себя стала его лауреатом. Однако на судьбе группы это не отразилось — идти на эстраду и петь песни советских композиторов «ДДТ» не собиралась, а ничего другого устроители конкурса предложить не могли.
Предложение поступило совсем с другой стороны — от группы из Череповца «РОК-СЕНТЯБРЬ», которая тоже участвовала в конкурсе. Она имела уникальное по тем временам техническое оснащение и пригласила Шевчука и компанию сделать совместный проект.
В начале 1983 Шевчук и Сигачев отправились в Череповец, где убедились, что в планы «РОК-СЕНТЯБРЯ» входило написание идеологически проходимого альбома с целью дальнейшего продвижения на профессиональной сцене, а не серьезное творчество. Результатом трудного компромисса между «СЕНТЯБРЕМ» и «ДДТ» стал альбом « Компромисс» (1983), записанный Шевчуком и Сигачевым при участии трех участников «СЕНТЯБРЯ» в качестве сессионных музыкантов.
В мае 1983 группа с успехом выступила на стадионе «Лужники» в программе трехдневного фестиваля «Рок за мир», однако ее выступление не было включено в посвященную событию телепрограмму. Ровно через год, в мае 1984, в Уфе был записан третий альбом «ДДТ» « Периферия». В его записи участвовали Шевчук, Родин, Рустем Ризванов (гитара), Владислав Синчилло (клавишные) и Сергей Рудой (барабаны). Острая социальная направленность альбома, ироничные и горькие зарисовки окружающей действительности сразу же сделали его событием, однако вызвали резкое недовольство властей. Участники «ДДТ» — и прежде всего сам Шевчук — подверглись жестким репрессиям со стороны местной администрации и КГБ, а доброхоты из местной газеты заклеймили его как «агента Ватикана!» Группа распалась, а Шевчук на время переехал в Свердловск, где (под названием «ГЛОБУС») играл с участниками группы «УРФИН ДЖЮС». В 1985 он перебрался в Москву, а в марте того же года дал первый (еще подпольный) концерт в Ленинграде.
Лишенный возможности нормально работать, Шевчук в этот период регулярно выступал на частных квартирах — соло или дуэтом со скрипачом, гитаристом и певцом Сергеем Рыженко (p. в 1956, в Севастополе). Один из таких концертов был записан и позднее разошелся по стране как альбом « Москва. Жара» (1985). Те же двое плюс вернувшийся в строй Сигачев, знаменитый фри-джазовый саксофонист Сергей Летов, а также уфимские музыканты Нияз Абдюшев (p. 24 ноября 1954; бас) и Сергей Рудой (барабаны) — в ноябре 1985 записали альбом « Время».
В конце 1985 Шевчук окончательно переселился в Питер, где весь следующий год обживался и присматривал себе новых музыкантов. В канун 1987 сложился костяк современной версии «ДДТ»: Шевчук, Андрей Васильев (p. 22 декабря 1959, Ленинград; гитара), Вадим Курылев (p. 30 мая 1964, Ленинград; бас, гитара, вокал) и Игорь Доценко (p. 16 июля 1953, Изяслав Хмельницкой области; барабаны). За исключением Доценко, который провел десять лет на профессиональной сцене и играл, в частности, с вокально-инструментальным ансамблем «СИНЯЯ ПТИЦА», никто из них опыта серьезных выступлений не имел. Новый состав «ДДТ» дебютировал 23 января 1987 в Ленинградском рок-клубе на мемориале легенды питерского рока группы «РОССИЯНЕ» (которая по духу была во многом близка к «ДДТ») и был встречен с воодушевлением и восторгом. В апреле того же года к ним присоединился гитарист и скрипач Никита Зайцев, герой местной рок-сцены и ветеран еще одной легендарной группы «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ».
Весной 1987 «ДДТ» представила свою программу на 5-м фестивале рок-клуба, где была признана его главным открытием. В том же году они играли на видеофестивале «Рок-87» (запись с него, под названием « Шушары», еще ожидает своего выхода в серии архивных переизданий), на всесоюзных рок-фестивалях в подмосковной Черноголовке (июнь) и Подольске (сентябрь), где состав группы усилили клавишник «ЗООПАРКА» Андрей Муратов и гармошечник Александр Бровко (p. 29 июля 1956, Ленинград).
Летом 1988 «ДДТ» повторила успех на 6-м фестивале рок-клуба, триумфально проехала с концертами по всей стране от Балтики до Камчатки и записала альбом своих лучших песен « Я получил эту роль» (1989) для лениградского отделения фирмы «Мелодия». Во время работы над альбомом в группу пришел знаменитый джазовый саксофонист-флейтист Михаил Чернов, который играл всюду — от биг-бэндов до «ПОП-МЕХАНИКИ» Сергея Курехина и рок-групп «АКВАРИУМ» и «АЛИСА».
Если конец 80-х годов «ДДТ» провела в непрерывных гастролях по стране, несколько раз выезжала за границу (США, Франция, Япония, Венгрия, Польша, а позднее Израиль и Великобритания) и изредка записывалась, то начало следующего десятилетия она встретила в студии. С выходом альбома « Оттепель» (1991) в биографии группы начался новый этап. Она резко сократила число концертов, предпочитая показывать тщательно подготовленные, связанные общим сюжетом и режиссурой представления-спектакли («Черный пес Петербург» в 1992, «Это все» в 1994, «От и До» в 1995). «ДДТ» подтверждала свой статус регулярно выходящими альбомами: « Пластун» (1992), « Актриса Весна» (1992), « Черный пес Петербург» (1994), « Это все» (1994), « Любовь» (1996). Одной из первых в стране «ДДТ» решила взять в свои руки издание музыкальной продукции группы, создав свою студию «DDT Records», собственную дистрибуторскую сеть и рекламное агентство. В 1996 «DDT Records» начала выпускать не только продукцию «ДДТ» и ее участников, но и записи молодых или недостаточно известных питерских и иногородних групп («ЧУФЕЛЛА МАРЗУФЕЛЛА», «СПОРТ», «КОРОЛЬ И ШУТ», «РАЗНЫЕ ЛЮДИ»).
27 мая 1993, в день рождения Петербурга, «ДДТ» дала открытый концерт на Дворцовой площади, на котором присутствовало 120 тысяч человек. Тем же летом группа приняла участие в международном фестивале «Белые ночи Санкт-Петербурга» в Берлине, а осенью была удостоена престижной музыкальной премии «Овация» (отечественный аналог «Grammy») как лучшая рок-группа года, а Шевчук был признан лучшим рок-певцом года.
В январе 1995 Шевчук и Бровко отправились с миротворческой миссией в район боевых действий в Чечню, где дали около пятидесяти концертов для российских воинов. В октябре 1996, в рамках своего турне «От и До», «ДДТ» уже всем составом прибыла в Грозный и выступила с открытым концертом, на котором присутствовали представители обеих противоборствующих сторон.
25 июня 1995 состоялся грандиозный (и, вероятно, один из крупнейших во всей истории питерского рока) концерт «ДДТ» на стадионе «Петровский»; годом позже на той же площадке группа провела Питерский рок-фестиваль, на котором известные музыканты представляли молодежь и дебютантов. Этот фестиваль положил начало новой традиции и был продолжен в июне 1997 трехдневным музыкальным праздником во Дворце спорта «Юбилейный».
В составе «ДДТ» за это время произошел ряд изменений: ее покинули Зайцев и Муратов, который активно занялся звукорежиссурой и продюсированием, а в 1996 эмигрировал в Германию. В сезоне 1994—95 в группе вновь — на этот раз как клавишник — появился Сергей Рыженко, некоторое время с ней играли гитаристы Александр Ляпин (экс-«АКВАРИУМ») и Артур Овсепян. В 1995 Рыженко сменил Дмитрий Галицкий, коллега Доценко времен «СИНЕЙ ПТИЦЫ». Летом 1996 его место, в свою очередь, занял Константин «Кот» Шумайлов (p. 20 сентября 1967, Одесса) из «КОШКИНОГО ДОМА» и «ТЕЛЕВИЗОРА».
Если на первых порах музыка «ДДТ» тяготела к традициям 70-х годов (рок-н-ролл, хард-рок, ритм-энд-блюз), то со временем мелодический язык Шевчука стал более разнообразным и включал элементы «новой волны», джаза, а позднее в нем усилились интонации традиционного русского мелоса. Альбомы же начала 90-х годов демонстрируют массу отличных баллад и поп-хитов, упрочивших успех и популярность «ДДТ» на российской рок-сцене.
В разное время «ДДТ» снялась в документальных лентах «Я получил эту роль» (реж. А. Мельниченко, 1983), «Рок» (реж. А. Учитель, 1987), «Игра с неизвестным» (реж. П. Солдатенков), а сам Шевчук сыграл главную роль в художественной ленте С. Сельянова «Духов День» (1991).
[свернуть]