Меломан
|
Музыкальный стиль New Age
New Age
Музыкальное явление, получившее общее название New Age, чрезвычайно многогранно и обширно в своих границах. В настоящее время существует определенная путаница в том, к какому стилю отнести тех или иных исполнителей, поскольку многие имена занесены в самые разные категории одновременно. Но в этом нет ничего странного, главное – разобраться в сути музыки стиля New Age. Существует множество определений этого явления. Одно из них, объединяющее, пожалуй все это разнообразие, сводится к простому термину – Contemporary Instrumental (Современная инструментальная музыка).
Описание стиля
Название New Age (Новый Век), как более короткое и броское, было, по всей видимости, выдвинуто не столько музыкантами, сколько теми, кто способствовал записи и распространению этой музыки в период начала ее коммерческого успеха. Несмотря на то, что сам термин стал известен широкой аудитории лишь в 80-е годы, идея такой музыки зародилась намного раньше. Я не побоюсь высказать предположение, что то специфическое ощущение медитативности, утонченности и некоторой отстраненности от реальной жизни, которое объединяет всех представителей данного течения, возникло еще в конце 19-го – начале 20-го века. Нечто новое появилось тогда в творчестве Габриэля Форе, Эрика Сати, Клода Дебюсси, Мориса Равеля. Тогда же в академической музыке наметилось заметное влияние восточных культур. Это можно видеть в произведениях таких русских композиторов как А. Бородин, С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков.
Импрессионистская тенденция с восточным оттенком получила совершенно другое воплощение через несколько десятков лет, когда в обществе назрела необходимость в медитативной музыке, когда тяга молодежи к древним духовным знаниям Востока стала почти модой, когда появились новые технические средства, электронные инструменты и секвенсоры, в корне изменившие сам способ ее исполнения. Истоки музыки New Age можно найти в самых разных областях. Это изысканные виды импровизационного модального джаза, возникшие независимо от развития хард-бопа, это тихая и неагрессивная рок-музыка направления Art-rock, акустическая камерная академическая музыка с минималистским уклоном и, конечно, электронная техно-музыка. Этническая музыка разных народов и эпох сознательно не упоминается в их числе, хотя она и сыграла огромную роль в формировании всей эстетики стиля New Age. Мы выделим ее позднее в отдельное направление, получившее название World Music.
Зачатки музыки New Age как массовой культуры возникли во времена хиппи, в середине 60-х годов. Первой ласточкой считают запись американского джазового кларнетиста Тони Скотта (Tony Scott), который в 1964 году выпустил диск “Music for Zen Meditation” c использованием японских народных инструментов и совершенно нового подхода к джазу. Тогда он показался всем белой вороной и не был оценен по достоинству. Во второй половине 60-х в молодежной среде стало заметным стремление к уходу от всего агрессивного, активного, реально-практического. Это был своеобразный вызов нового поколения, брошенный образу жизни своих родителей, их прагматизму и бездуховности. Характерно, что многие юноши и девушки из благополучных и даже очень богатых семей покидали свои дома, объединяясь в свои «семьи», живя как «дети-цветы».
Вторая половина 60-х и первая половина 70-х были временем небывалого увлечения молодежи различными видами религии и духовными учениями. Прежде всего, возрос интерес к христианству, что принесло огромную популярность рок-операм “Jesus Christ Superstar” и “Godspell”. Интерес к индийскому древнему знанию – Веданте – начал зарождаться еще в самом начале 60-х, когда известный Учитель йоги – Махариши – приехал в Англию, где с ним познакомились участники группы “Beatles”. Затем последовала их поездка в Индию, в один из ашрамов. В результате один из членов “Beatles” – Джордж Харрисон серьезно увлекся не только игрой на ситаре, но и индийской философией, что оказало заметное влияние и на многих поклонников группы. Далее последовал приезд в Европу и США выдающегося индийского музыканта Рави Шанкара со своим ансамблем, его сотрудничество со многими известными исполнителями, такими как Иегуди Менухин, Зубин Мета, Андре Превин. Это способствовало расширению массового интереса молодежи к древней индийской да и вообще к восточной культуре, к Веданте, к учению йогов, буддизму и дзэн-буддизму, суфизму, даосизму.
Поселившийся в США индийский йог и Учитель Шри Чинмой оказал влияние на творчество выдающегося гитариста Джона Маклафлина, посвятив его в индуизм и присвоив ему второе имя – Махавишну. Ансамбли “Mahavishnu Orchestra” и “Shakti” (состоявший из Маклафлина и индусов – исполнителей на древних народных инструментах) оказали тогда ошеломляющее воздействие на молодое поколение слушателей. Тогда же возник и ансамбль “Oregon”, в котором изысканная музыка, напоминающая европейское Средневековье, была окрашена в индийские тона, поскольку один из участников – Колин Уолкотт (Colin Walkott) играл там на самостоятельно освоенных табла и ситаре.
New Age – в большинстве случаев музыка не импровизационная, а скорее выверенная заранее, поскольку она призвана создавать некие состояния души, позволяющие погружаться в собственное подсознание. Лишь немногие импровизаторы способны играть, не нарушая законов медитативности. Тем не менее, нельзя не отметить вклада в развитие музыки такого рода со стороны целого ряда истинных импровизаторов и джазовых новаторов. В этой связи вспоминаются некоторые записи Билла Эванса (Bill Evans), Пола Хорна (Paul Horn) или Пола Уинтера (Paul Winter).
Как известно, движение хиппи сошло на-нет с появлением новых поколений молодежи, новых идеалов, новых условий жизни во второй половине 70-х. Рок-культура сменилась беззаботной и примитивной музыкой Disco, агрессивной музыкой панков и хэви-металистов, экзотическим Reggae, хип-хопом и Новой Волной (New Wave). Но спокойная и благородная музыка, возникшая до этого, не исчезла. Она продолжала независимо развиваться в субкультуре и вышла на поверхность в 80-е годы как особый вид молодежной культуры, правда уже элитарной, под названием New Age.
Элитарность ее состояла в том, что ее основными и типичными потребителями на какое-то время стали представители новой социальной прослойки, возникшей в Соединенных Штатах Америки, и получившей название «яппи» (созвучной с «хиппи», но совершенно иной по своей идеологии). В расшифровке это слово означает «молодые городские профессионалы», YUPpy (Young Urban Professionals). К ним относились наиболее талантливые и удачливые выпускники ведущих университетов, специалисты по застройке новых районов городов, адвокаты, юристы, предприниматели. Какое-то время они действительно считались элитой и были законодателями моды в среде интеллектуальной и преуспевающей американской молодежи. Их музыкальные пристрастия, продиктованные размеренным и крайне рациональным образом жизни, исключали все примитивное, агрессивное, но и чересчур сложное. Поэтому и получила поддержку соответствующая музыка, которая не раздражала бы довольно широкий круг молодых бизнесменов, не желавших слушать традиционный джаз, рок или фанк, или опускаться до дискотечного времяпрепровождения. Но, уже к концу 80-х в студенческой среде возникло отрицательное отношение к ЯППИ, как к людям холодным и чересчур расчетливым. Да и сами яппи первой волны, повзрослев, превратились в карьеристов, в сильных мира сего, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Так что, к началу 90-х коммерческий интерес к музыке New Age начал спадать. Но она, перестав быть модной, тем не менее, продолжает существовать и развиваться, имея постоянный круг своих слушателей. Как это ни парадоксально, но некая часть этой спокойной и благородной музыки нашла свое прикладное применение в ряде сфер практической жизни. Ее проигрывают в аэропортах, в лифтах громадных офисных зданий, используют в медицине, везде, где необходимо создание душевного равновесия. New Age нельзя считать музыкой упрощенной, хотя часто встречаются образцы, где нет сложных гармоний или изощренных импровизаций. Ее сложность в глубине переживаний, доступной отнюдь не каждому. Нередко прослушивание такой музыки помогает человеку освободиться от стрессов каждодневной жизни большого города, очиститься, расслабиться и сберечь свою психику от срыва. [свернуть]
Современные критики подразделяют New Age на ряд самостоятельных направлений, среди которых следующие:
Solo Instrumental (Инструментальные сольные проекты)
Adult Alternative (Альтернативная музыка старшего поколения)
Progressive Electronic & Electro-Acoustic
Ambient (Музыка окружающей среды)
Neo-classical (Новая классика)
Ethnic Fusion &Techno Tribal (Этническая музыка)
Chamber Jazz
Minimalism
Space (Космическая музыка)
Health (Исцеляющая музыка)
Источник-http://www.musiclab.ru
Добавлено через 10 минут
Существуют три главные группы фанатов с разными взглядами на сущность музыки нью-эйдж и на то, какие музыканты относятся к нью-эйдж. Эти три точки зрения:
Нью-эйдж — ветвь электронной музыки, которая включает в себя мелодичные, нетанцевальные проигрыши с различными видами аранжировок (в противоположность обычным танцевальным стилям, как техно и поджанрам, экспериментальной электронной музыке, которая может быть немелодичной, нойзу, некоторым поджанрам эмбиента и т. д.) В соответствии с этой точкой зрения, музыканты и группы вроде Enigma, Aeoliah, Enya, Loreena McKennitt, Jean-Michel Jarre, Kitaro, Popol Vuh, Стив Райх, Klaus Schulze, Suzanne Ciani, Tangerine Dream, Vangelis, Era и Yanni принадлежат к Нью Эйдж. Это немного сомнительно по двум причинам: во-первых, музыканты вроде Enya, Loreena McKennitt, Vangelis и Tangerine Dream’s Edgar Froese начинали свою деятельность, не подозревая, что их музыка может оказаться нью-эйдж, некоторые из них воспринимают «музыку Нью-эйдж» как жанр, связанный с религиозными движениями. Во-вторых, музыка таких деятелей, как Tangerine Dream и Vangelis, очень разнообразна, многие альбомы нельзя отнести к нью-эйдж (например, творчество Vangelis включает музыкальные коллажи и экспериментальную электронную музыку, и поэтому неизвестно, где можно повесить ярлык нью-эйдж на музыканта.
Нью-эйдж — ветвь электронной музыки, которая в основном встречается на дисках с медитативной музыкой и музыкой для релаксации, которые часто можно увидеть в магазинах Нью Эйдж. Музыканты: Anugama, Cusco, David Arkenstone, Deuter, Gandalf, G.E.N.E., Karunesh, Kitaro, Software и Space. Точность этого определения можно поставить под сомнения, так как практически все музыканты, упомянутые выше, имеют много отрывков, по стилю напоминающие медитативные записи.
Нью-эйдж — электронная музыка, которая мелодична, с по-настоящему простым звучанием, с протяженными звуками, мягкими мелодиями и длинными треками. Однако, так как многие музыканты ограничивают себя, создавая музыку только одного определенного вида, это мнение широко распространено. Согласно ему, некоторые альбомы Vangelis и Tangerine Dream можно назвать нью-эйдж, но музыкантов нельзя назвать нью-эйдж, так как их творчество очень различно. Аналогично, музыка Suzanne Ciani — нью-эйдж, но музыка Klaus Schulze и Enya — скорее всего нет, потому что у обоих особый стиль, отличный от обычной мелодичной, полностью электронной музыки.
Последний раз редактировалось sergych, 25.05.2008 в 08:07.
Причина: Добавлено сообщение
|