Термин соул ( душа ) обозначал движение американских негров в борьбе за свои права еще во времена рабовладения в США. Верующие американские рабовладельцы пытались тогда узаконить убийство негров, утверждая, что они, как животные, не имеют души и поэтому Первая заповедь Христа не нарушается. Черные идеологи сделали факт наличия души у негров основным моментом в борьбе за выживание. В результате возникли соул-братства , а американские негры стали называть друг друга соул-братьями или просто словом соул .
Как новый вид музыки soul появился в середине 50-х годов ХХ века. Зародившийся в конце 30-х rhythm blues ( ритм-энд-блюз ) черный городской электрифицированный блюз получил название rock roll ( рок-энд-ролл ) для удобства его распространения среди белой аудитории. Некоторые представители ритм-энд-блюза , объединив эту музыку с идеями духовных негритянских песнопений spirituals ( спиричуелз ) и gospels ( госпелз ), придали ей новое звучание. Так возник soul . Его основателем считается певец Рэй Чарлз ( Ray Charles ), а первыми, наиболее яркими представителями Джеймс Браун ( James Brown ) и Сэм Кук ( Sam Cooke ). Но, если Рэй Чарлз придал музыке соул лирический, бытовой характер, то Джеймс Браун начал вкладывать в свою музыку более серьезные проблемы. В 1962 году он открыто объявил себя Соул-братом номер один . Таким образом, с самого начала музыка соул стала развиваться по двум направлениям как социально наполненная, обращенная к неграм, и как облегченно-развлекательная, красивая и лирическая.
Коммерческий бум музыки соул привел к возникновению множества компаний, две из которых стали основателями целых направлений в черной поп-музыке. Это фирма Motown в Детройте и Stax в Мемфисе. Характерно, что первая, созданная негром Берри Горди, взяла курс на создание развлекательной соул-музыки для белых, и поэтому впоследствии получила всемирную известность. Направление Мотаун представляют такие выдающиеся артисты как Дайана Росс ( Diana Ross ), Марвин Гей (Marvin Gaye), Стиви Уандер ( Stevie Wander ), Майкл Джексон ( Michael Jackson ) и множество других. Фирма Stax , созданная белыми предпринимателями, наоборот, пыталась сохранить истинно-черный дух музыки соул .Ее представителями были такие яркие фигуры как Уилсон Пикетт ( Wilson Pickett ), Руфас Томас ( Rufus Thomas ), Отис Реддинг ( Otis Redding ).
К 1968 году в США накалилась политическая обстановка. После убийства черного лидера Мартина Лютера Кинга начались беспорядки в черных кварталах многих городов, а в крупных городах Чикаго, Детройте, Бостоне, Вашингтоне негры устроили массовые демонстрации, которые были разогнаны с большим количеством человеческих жертв. Борьба за права негров в Америке приобрела более активный, а местами агрессивный характер. Развернули свою деятельность такие организации как Black Panther ( Черные Пантеры ) и Black Muslims ( Черные Мусульмане ). Некоторые негры, разочарованные в христианстве, в знак протеста принимали мусульманскую веру, меняя свои имена.
Некоторые из популярных соул-музыкантов поняли, что находиться в стороне от этих проблем, оставаясь простым развлекателем, уже нельзя. Леди Соул - певица Арета Франклин ( Aretha Franklin ), отвечая требованиям назревшего черного самосознания , выпустила в 1968 году ряд песен, где открыто прозвучала тема протеста и было произнесено слово свобода . Тогда же и Джеймс Браун записал ставшую хитом песню Say It Loud, I' m Black and I' m Proud! ( Скажи это громко - я черный, и горжусь этим! ). Именно с этого времени и появляется слово funk , как символ нового, более жесткого направления в черной музыке. Да и сама эта музыка становится гораздо жестче и острее, чем soul .
Слово фанк давно употреблялось как часть бытового жаргона жителями негритянских гетто. Согласно некоторым источникам, оно обозначает запах человеческого тела в момент сексуального возбуждения. Слово это появилось в музыкальном обиходе с легкой руки джазового композитора и пианиста Хораса Сильвера (Horace Silver), выпустившего в 1952 году свою пьесу с названием Funky Hotel . Позже этот термин был использован группой Dyke the Blazers в их хите Funky Broadway . Ну, а Джеймс Браун придал этому термину всемирную популярность, придав ему социальный смысл.
Первыми исполнителями того, что впоследствии отнесут к музыке фанк , были джазмены, игравшие еще в конце 50-х, начале 60-х более энергичный, специфический вид джаза, близкий к музыке soul . Прежде всего, это Хорас Сильвер (Horace Silver), Квинтет братьев Эддерли (Adderley), Арт Блейки (Art Blakey) и Jazz Messengers , Стенли Таррентайн (Stanley Turrentine), Доналд Берд (Donald Byrd), Грант Грин (Grant Green) с диском His Majesty King Funk , а так же здезды хаммонд-органа Джимми Смит (Jimmy Smith) и Джек МакДафф (Jeck McDuff).
Если говорить о различии между FUNK и SOUL с чисто музыкальной точки зрения, то в первую очередь надо отметить, что в музыке FUNK используются совершенно иные ритмические структуры. Соул, как и ритм-энд-блюз, музыка триольная, когда каждая четверть такта мысленно делиться на три восьмых. Фанк это музыка на восемь восьмых , когда четверть делится точно пополам, или с небольшим смещением ( такой ритм называется шаффл - Shuffle ). Кроме того, здесь более острые синкопы и более разнообразная фактура, создаваемая аккомпанирующими инструментами.Гармонические конструкции в музыке фанк чрезвычайно просты, обычно все держится на одном аккорде, но зато ритмическая ткань достаточно сложна. Она как бы соткана из нескольких самостоятельных линий, накладываемых друг на друга и заполняющих все ритмическое пространство.
Пик популярности Джеймса Брауна как фанк-звезды пришелся на конец 60-х, начало 70-х годов.Джеймс Браун это наиболее мощная и влиятельная фигура в фанке, но чтобы понять что такое фанк Джеймса Брауна надо слушать альбомы 70-х годов в частности "Sex Machine Today" и " Body Heat".
Продолжателями его дела стали его же партнеры, отделившиеся в последствие от него. Это гитарист Джордж Клинтон (George Clinton), создавший такие группы как The Parliament и Funkadelic , популярные до сих пор, а также басист Бутси Коллинз (Bootsy Collins) и его Bootsy s Rubber Band . Джордж Клинтон на обложках своих пластинок изображал знак черных борцов за свободу ( коза - кулак с поднятыми мизинцем и указатльным пальцем образ буквы U от слова Unity единство, в ответ на знак хиппи V Victory победа ), а также популяризировал лозунг One Nation united under the Groove ( Одна нация, объединенная чувством ритма ). Жесткость истинного фанка в лице Ларри Грэма ( Larry Graham ), групп Kool and the Gang , Ohio Players , братьев Джонсон ( The Brothers Johnson ) с одной стороны,и агрессивность черного атонального джазового авангарда в лице Арчи Шеппа (Archie Shepp), Альберта Айлера (Albert Ailer)или Фарао Сандерса (Pharoah Sanders) стали созвучны движению черных националистических движений.
В это же время в самом расцвете находилась и рок-культура, которая объединяла в основном белую молодежь. В среде рок-исполнителей возникли разновидности белого блюза ( British Blues ) и музыки соул, которая была названа Blueyed Soul ( Голубоглазый Соул ). Ее ярчайшими представителями стали Джо Кокер(Joe Cocker) и Дженнис Джоплин (Jennis Joplin), а также группы Righteous Brithers , Young Rascals , Delaney and Bonnie , Averige White Band и многие другие.
Но постепенно фанк отошел от политической борьбы, развиваясь как собственное направление, а также оказывая влияние на другие жанры. Как результат возникли поп-ансамбли нового типа, использующие достаточно сложные ритмические и гармонические структуры (например Earth, Wind Fire или Tower of Power ). Ключевые места на арене мировой популярности надолго заняли такие артисты как Майкл Джексон (Michael Jackson), Принц (Prince) или Стиви Уандер (Stevie Wonder), чья музыка пронизана концепцией фанка.
С другой стороны именно фанк с его изощренными синкопами породил disco , свою противоположность, музыку предельно упрощенную в ритмическом отношении. И в этом деле немаловажную роль сыграла музыка одного из выдающихся представителей музыки фанки-фьюжн Хэрби Хенкока (Herbie Hancock).
Почти одновременно с этим, в начале 80-х, фанк занял свое прочное место в культуре hip-hop, вышедшей из недр черных гетто. В настоящее время фанк лежит в основе таких направлений как Aсid Jazz , Jungle , Drum Bass , а также вкраплен даже в некоторые разновидности музыки new age .
Наибольшее влияние funk оказал на такое многогранное музыкальное явление как jazz-rock/fusion.
Работы саксофониста Гровера Уашингтона (Grover Washington Jr.) начала 70-х годов, явили собой яркий пример альянса традиций фанка и соул-джаза . Ну, а поздняя музыка М. Дэйвиса 80-х годов, начиная с диска Man with a Horn , это пример концептуального фанка, вобравшего в себя много слоев музыкальной культуры. Важно отметить и тот факт, что в лице джазовых звезд, пришедших в фанк , эта музыка получила чисто инструментальное воплощение.
Одним из первых, кто откровенно применил ритмику pop-funk в джазе, в соединении с современными электронными инструментами, был Хэрби Хэнкок (Herbie Hancock).Его диск Headhunters (1973 год) стал основополагающим в процессе дальнейшего развития стиля funky-fusion , а также заметно повлиял и на то, что сейчас называют словом Cool Jazz или Smooth Jazz (David Sanborn, Grover Washington, Kenny G., Bob James). В дальнейшем Хэнкок не раз обращался к фанку в сочетании с такими направлениями хип-хопа, как брейк-данс (break dance) Future Shock (1983), Sound System (1984), и рэп Dis Is Da Drum (1994). Его знаменитый видео-клип, снятый на основе пьесы Rock It , стал всемирно известным хитом и получил приз Grammy.
Время постепенно стирало границы между белой рок-музыкой и черным фанком. Новые поколения молодежи начала 80-х годов, особенно в европейских странах, где нет расовых проблем, начали принимать белый фанк за современный рок. Ярким примером тому могут служить замечательные образцы современного поп-фанка- записи Томаса Долби (Thomas Dolby), группы Level 42 или, хотя бы, Slangehammer Питера Гэбриэла (Peter Gabriel).
Funk, в его наиболее ярких проявлениях, стал музыкой, требующей как от исполнителей, так и от слушателей огромного нервного напряжения, большой отдачи энергии. Когда первая волна увлечения этим стилем несколько спала, выяснилось, что очень немногие могут считать себя истинными фанкменами. По времени это совпало с аналогичным спадом у значительной части молодежи интереса к истинным формам рок-музыки: к арт-року, хард-року, фолк-року, блюз-року, к психоделическим и другим ее проявлениям. Массовый потребитель хотел чего-нибудь попроще, а главное - поспокойнее.
Фанк с более простым ритмом стал основой ритмической структуры стиля ДИСКО.
В конце 70-х "фанк" превратился в своего рода пренебрежительный термин в среде профессиональных музыкантов - эпитет "фанки", то есть посредственный, незатейливый, сейчас часто используют английские и американские критики при рецензировании пластинок.
Только в начале 80-х годов, когда окончательно приелась механистичная диско-музыка, фанк, как не менее "танцевальная", но гораздо более живая и дающая творческий простор форма, стал по-настоящему популярен, в том числе и в Европе.
Funk, несомненно, стал доминирующим танцевальным ритмом 80-х и успешно конкурировал с Hi-Energy.
С лёгкой руки Хэрби Хэнкока (Herbie Hancock), который ввёл в арсенал музыкантов, играющих фанк, весь спектр современных электронных инструментов, фанк 80-х стал звучать в полном соответствии с требованиями времени. Музыканты с энтузиазмом использовали новые возможности и, в отличие от многих звёзд диско, фанк-исполнители благополучно пережили крушение диско и продолжают работать и в наши дни.
Funk с начала 70-х и до наших дней - это музыканты разных поколений, такие как Джеймс Браун (James Brown), Арета Франклин (Aretha Franklin), Пола Абдул (Paula Abdul), The Imagination, Freak Power, Brand New Heavies, EarthWind&Fire, Tower Of Power, Jamiroquai, Масео Паркер (Maceo Parker), Incognito, Count Basic, Майкл Джексон (Michael Jackson), и много других классных исполнителей, создающих оригинальную музыку, в которой зачастую нелегко различить корни - фанк 60-70х.
В своем первоначальном значении термин "Funk" практически исчез из обихода, хотя использование элементов этого стиля в композициях последних лет говорит о том, что музыкальное долголетие фанку гарантировано.
[свернуть]